Наверное, ни для кого не секрет, что похвала позволяет ребенку (да, и любому взрослому) убедиться в любви и признании окружающих, помогает стать более уверенным и поверить в себя, заряжает энергией и оптимизмом для дальнейших свершений.
Оказывается, что в процессе воспитания похвала не только может приносить пользу, но и способна сильно навредить.
КАК ПРАВИЛЬНО ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА?
- Хвалите искренне. Не используйте похвалу, чтобы расположить ребенка к себе. Дети очень тонко чувствуют неискренность и преувеличенную похвалу. Результат – совершенно невыносимое поведение ребенка, который пытается развеять свои сомнения и доказать взрослым, что на самом деле он не такой «чудесный и идеальный», а вполне обыкновенный ребенок.
- Хвалите поступок, прилагаемые усилия, а не самого ребенка. Если хотите похвалить его за убранную комнату, не спешите восклицать: «Ты мой помощник, какой молодец!». Просто скажите, спокойно улыбнувшись: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.
- Хвалите, не сравнивая.Сравнивать ребенка с другими детьми (а также с мамой, с папой и т.д.) несправедливо хотя бы потому, что другие люди – другие. У них другой генетический набор, у них другой жизненный опыт, другая семья, другое воспитание, другие способности. Сравнивая, вы учите ребенка чувствовать свое превосходство, принижая достижения других. К тому же, закладываете установку «Сделать лучше других», вместо «Сделать так хорошо, насколько я смогу». Сравнивать ребенка можно только с ним самим.
- Соблюдайте меру. Похвала, как и сладкое, должны быть праздником. Ее нужно добиться, хорошенько постараться, заслужить. И потом этой похвалой гордиться, долго её помнить. Иначе от конфет — лишний вес, от похвалы — самодовольство и завышенная самооценка.
- Остановитесь на хорошем. Как часто мы хвалим детей, повышая самооценку, и потом одним лишним предложением снова все рушим: «Этот ряд у тебя действительно хорошо получился. Но все остальное – страшные каракули!»«Ты здорово убрался. Обычно у тебя тут как в свинарнике» «В футболе ты настоящий ас. Если б и в школе все выглядело так же здорово». После похвалы поставьте точку и при необходимости прикусите себе язык – но остановитесь на хорошем!
- Умейте хвалить не хваля. Например, попросите ребенка о помощи, спросите у него совета, как у взрослого.
- Похвала должна быть разной. Делайте ее разной!
ЗА ЧТО ХВАЛИТЬ НЕЛЬЗЯ?
- Нельзя хвалить ребенка за то, что достигнуто не своим трудом (физическим, умственным или душевным).
- Не подлежит похвале то, что дается ребенку легко или, что ему дано самой природой (красота, сила, ловкость, ум и т.п.).
- Нельзя хвалить из жалости или желания понравиться ребенку.
- Нельзя хвалить больше двух раз за одно и то же.
ДРУГИЕ ВИДЫ ПОХВАЛЫ
Следует различать похвалу, как средство воспитания, и доброе, любящее отношение к ребенку, которое является необходимым условием его гармоничного развития.
Улыбка или одобрительный жест, ласка, нежность и дополнительное внимание не менее значимы для ребёнка.
Словами «Какой ты у меня умничка» можно не столько оценить какой-либо поступок, сколько передать ребёнку общий положительный эмоциональный настрой взрослого, чувство одобрения его поведения. Чтобы эти слова не превратились в оценку, их следует произносить просто так, вне контекста, без объяснения ребёнку причины. Он «умничка и молодец» не почему-то (убрался в комнате, хорошо себя вёл, помог, быстро поел, вовремя лёг спать и т.д.), а просто так, просто потому что он есть, и вы его любите.
Безоценочная похвала без объяснения причин нужна ребёнку не меньше, чем хорошо аргументированные поощрения.
Другие виды поощрения:
- устраивать праздники;
- совместные походы куда-то;
- взять с собой на работу (это очень ответственно!);
- обратить внимание других на поощряемое поведение (дети получат порцию одобрения от большего количества людей);
- подарки (традиционный способ);
- доверить ответственное, «взрослое» задание;
- дополнительное внимание, ласка, нежность.
«Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!»
В. Леви