Семейное воспитание ребенка – это тот фундамент, на котором формируется его личность. От того, какое воспитание получил ребенок в семье, во многом зависит, каким человеком он станет, какой будет его судьба.
Выделяют следующие типы семейного воспитания:
ГИПЕРОПЕКА.
- потворствующая – ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Это кумир семьи, «сокровище». Ребенок не возмущается: ему это невыгодно, за него и так все делают. В результате страдает произвольность, целеустремленность; недостаточно усваиваются нравственные нормы.
- доминирующая – ребенок лишается самостоятельности, перед ним ставятся многочисленные ограничения и запреты. У ребенка разрушается самостоятельность, инициатива, не формируется чувство долга.
ГИПООПЕКА.
- потворствующая – ребенок предоставлен самому себе, родители не контролируют его, а больше заняты собой. Часто это приводит к отклоняющемуся поведению.
- скрытая– за ребенком осуществляется только формальный контроль, а на самом деле ребенком не интересуются. Изредка встречается даже семейная демократия, доведенная до абсурда. Самостоятельность и свобода – необходимые условия воспитания, но не основные. Не забывайте, что абсолютная свобода равняется одиночеству.
ПОВЫШЕННАЯ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Иногда ребенок растет как помощник матери, на которого она оставляет младших детей и уходит на работу. Так формируется отказ от собственной значимости, дается установка на самопожертвование, но такая жертва никому не нужна! В итоге формируется тревожно-мнительная акцентуация личности.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ.
Это воспитание по типу «Золушки». В его основе лежит неосознаваемое (а может, и осознаваемое) отождествление родителями ребенка с какими-то отрицательными моментами в собственной жизни (нежелательный ребенок, например). Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей. Этот стиль воспитания ведет к формированию невротических расстройств у детей.
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ.
На первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в виде избиений, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей.
ВОСПИТАНИЕ В КУЛЬТЕ БОЛЕЗНИ.
Фиксированное внимание на любом недуге, на недомогании; родители сами формируют образ «больного», проявляют особую заботу, и тогда возникает проблема: «Меня любят тогда, когда я болею». Культ болезни формирует эгоцентризм, завышенный уровень притязаний.
ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Резкая смена стиля воспитания родителя, представляющих собой переход от очень строгого к мягкому и, наоборот, от чрезмерного внимания к эмоциональному отвержению. Этот тип воспитания содействует формированию таких черт характера ребенка, как упрямство, тревожность, неустойчивая самооценка.
ЛЮБОВЬ.
Родители любят ребёнка, проникаются его интересами. Стараются относиться к нему ровно и справедливо. Заботятся о проявлении инициативы ребёнком. Если ребёнок находится в сложной безвыходной ситуации – помогают.Родители – эмоционально устойчивы, спокойны, рассудительны. Голос ребёнка учитывается при решении ряда определённых проблем.
Правила общения с ребёнком
- Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.
- Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
- Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
- Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическими, иначе оно перестаёт восприниматься.
- Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребёнка.
- Позволяйте ребёнку встречаться с отрицательным последствиями своих действий. Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
- Если ребёнку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Но при этом возьмите себе только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
- Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщаете ему: «С тобой всё в порядке, «Ты справишься!»
- Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка.
- Постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела вашего ребёнка, пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение.
- О своих чувствах говорите ребёнку от первого лица. Сообщайте о себе, о своём переживании, а не о нём и его поведении.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребёнку самому развиваться.
П. Лесгафт
Дети учатся тому, что видят в своей жизни!
Если ребёнок окружён критицизмом, он учится обвинять.
Если ребёнок видит враждебность, он учится драться.
Если над ребёнком насмехаются, он учится быть робким.
Если ребёнка постоянно стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребёнок окружен терпимостью, он учится быть терпимым.
Если ребёнка поддерживают, он учится уверенности.
Если ребёнка хвалят, он учится ценить других.
Если с ребёнком обходятся справедливо, он учится справедливости.
Если ребёнок чувствует себя в безопасности, он учится верить.
Если ребёнка одобряют, он учится нравиться самому себе.
Если ребёнка принимают и обращаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире.
Дорис ЛоуНоулт