Гиперактивность («гипер» – чрезмерно, много; «активный» – действенный, деятельный) – состояние при котором активность и возбудимость человека превышает норму.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ:
* Невнимательность
* Повышенная двигательная активность
* Импульсивность
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ:
- Повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов (60-84%)
- Генетические механизмы (30% – 57%)
- Неправильное воспитание (до 63%)
Гиперактивный ребенок имеет
нейро-физиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельноне может!
Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его.
Гиперактивные дети невосприимчивы к выговорам и наказаниям, но быстро реагируют на малейшую похвалу.
Принципы лечения и коррекции гиперактивности:
- Комплексное лечение (медикаментозная терапия и психологическая коррекция).
- Поддержка родителей.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
- В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
- Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если не удается, сделайте это легко, с юмором.
- Говорите сдержанно, спокойно, мягко. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.
- Старайтесь по возможности сдерживать свои буферные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка.
- Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию (картинки, схемы, показ и т.д.).
- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
- Ограждайте от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач.
- Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
- Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
- Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
- Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
- Помните о том, что гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Улучшение состояния ребенка зависит в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. В воспитании ребенка с гиперактивностью нужно избегать двух крайностей: с одной, стороны проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, а с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).
полезные игры:
- На развитие внимания (например, «Найди отличия»);
- На тренировку контроля движений (например, «Море волнуется…»);
- На тренировку контроля импульсивности (например, «Съедобное – несъедобное»);
- На развитие нескольких функций (например, «Кричалки – шепталки – молчалки», «Слушай хлопки», раскрашивание).
- Помните! Поступки ребенка не умышленны.
- Не давайте ему реактивных указаний.
- Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
- Стройте взаимоотношения на понимании и доверии.
- Реагируйте на действия ребенка неожиданным приемом, например, шуткой.
- Повторяйте свою просьбу автоматически теми же словами много раз.
- Выслушайте то, что он хочет сказать.
- Используйте зрительную стимуляцию для подкрепления устных инструкций.
- Хвалите его, когда он заслужил, подчеркивайте успехи.
- Разговаривайте с ребенком сдержанно, спокойно.
- Давайте одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
- Выслушайте то, что он хочет сказать.
- Используйте зрительную стимуляцию для подкрепления устных инструкций.
- Хвалите его, когда он заслужил, подчеркивайте успехи.
- Разговаривайте с ребенком сдержанно, спокойно.
- Давайте одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.