ВЕЛИКИЙ НЕХОЧУХА

Безымянный

Даже очень хорошие родители иногда бывают не в силах полностью и по-настоящему понять своих детей. Не все родители понимают, почему их дети бывают, раздражительны и жестоки, отвергают правила, по которым живут «взрослые», или «уходят в себя» – становятся замкнутыми и агрессивными. Становятся неудобными и непослушными.

Непослушных детей принято обвинять. В их поступках ищут злой умысел, а их самих считают порочными. На самом же деле в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных трудностей, реагируя на них сильнее, чем более устойчивые дети.
Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях.
МОТИВЫ НЕПОСЛУШАНИЯ:

1. Борьба за внимание.Если ребенок не получает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания…

2. Борьба за самоутверждение.Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование «Я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Если родители слишком часто делают замечания и дают советы, а их критика слишком резка, опасения преувеличены, то ребенок «восстает».

3. Желание отомстить.Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи (он у бабушки, в больнице), или родители уделяют больше внимания младшему и т.п. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности – все те же протесты и непослушание.

4. Потеря веры в собственный успех.Может случиться, что ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запушенная учеба; в другом случае неуспехи в школе приводят к вызывающему поведению дома. Подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, он теряет уверенность в себе и приходит к выводу: “Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это — в душе, а поведением он показывает: «Мне все равно…», «Пусть буду плохим…».
Всякое серьезное нарушение поведения ребенка – это крик о помощи. Своим поведением он говорит родителям: «Мне плохо! Помогите!».

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕ СЛУШАЕТСЯ?
(общие причины непослушания)

  •  нерешительный отказ ребенку в просьбе или отказа без объяснений;
  •  отсутствие у ребенка интересной деятельности;
  •  отрицательный пример взрослых;
  •  злоупотребление запрещениями, нравоучениями, наказаниями;
  • непоследовательность, несогласованность требований взрослых к ребенку;
  • чрезмерное запугивание или захваливание ребенка;
  •  несправедливое отношение к ребенку;
  • непосильные поручения;
  • нарушение режима дня;
  • непонимание ребенком требований взрослых.

ЕСЛИ РЕБЕНОК КАПРИЗНИЧАЕТ, НУЖНО:
отвлечь его от причин, вызывающих каприз;
объяснить неразумность требований;
показать, что такое поведение огорчает взрослого;
научить малыша трудиться, и познакомьте с правилами:
– все, что можешь, делай сам;
– не забывай убирать за собой;
– уважай труд других людей;
– прежде, чем начать трудиться, приготовь все необходимое;
– делай все аккуратно, не торопясь;
– не отвлекайся, когда трудишься;
– правильно пользуйся орудиями труда;
– не оставляй работу незаконченной;
– если трудишься не один, работай дружно;
– если окончил дело раньше, помоги другим.
в процессе работы, если необходимо, помогите ребенку, но помните: все что ребенок может сделать, он должен делать сам. После выполнения поручения поблагодарите ребенка, оцените его труд. Помните, что главный критерий оценки – трудовая активность, усилия ребенка, полученный результат.
Каждый из нас имеет право на ошибку. Есть ошибки, которые хороший родитель делает только раз и, критически оценив, больше не повторяет. Если родитель от усталости поступает бестактно или несправедливо, он прикладывает все усилия, чтобы исправить ошибку.